Нино Рота. Легенды кино

Перед посещением любого концерта, каждый слушатель (если он, конечно, не пришёл по бесплатному пригласительному, выданному на работе в честь праздника) примерно представляет, чего ожидать от выступления.
 
Заставит ли музыка уйти в себя, погрузиться в мысли о судьбе, месте человека в мире, страданиях и радостях, метафизике и диалектике, или наоборот – это будет приятный безмятежный вечер милой, элегантной музыки с хорошо знакомыми мелодиями, вроде вальсов Штрауса.
 
Всегда с недоумением воспринимаешь концерты типа «от Баха до Пьяцоллы». Зачем вмещать в один вечер вещи несочетаемые, замечательные по отдельности или в окружении равносмысловых сочинений? Это признак дурновкусия – составлять подобные программы, признак того, что музыканты не понимают природы и должной атмосферы исполнения ни музыки Баха, ни музыки Пьяцоллы, переводя и то и другое в разряд ненавязчиво звучащего, лишённого осмысленного отношения псевдоизящного фона.
 
Музыкант должен понимать что и для кого он играет и это ощущение должно передаться в зал к зрителям.
 
И концерт, посвящённый киномузыке Нино Роты, полностью оправдал предчувствия зрителей – редко когда увидишь полностью забитый Большой зал, нисколько не поредевший до конца вечера (замечательно проведена компания по организации и привлечению публики от нового концертного агентства «Русконцерт»).
 
Люди пришли на яркую киномузыку выдающегося мастера, пришли услышать красочное, сочное звучание оркестра, темпераментную итальянскую лирику и душераздирающий южный трагизм удивительных мелодий Роты. И всё это было. Особый шарм представляло и то, что за дирижёрским пультом стоял племянник маэстро – Марчелло Рота.
 
Все сочинения, прозвучавшие на концерте – это, бесспорно, эталоны жанра киномузыки. Но это не просто саундтрек. Даже во время включения в оркестре джазовых стандартов и ритм-секции, не покидало ощущение академического взгляда автора – в выверенности оркестровых линий, контрапунктической работе, продуманности ансамбля групп.
 
Это проявилось и во многих разработочных, а не просто картинно-иллюстративных фрагментах из «Ромео и Джульетты», «Сладкой жизни», «Крёстного отца» и других произведений. Чудесные соло духовых инструментов – особенно хорошо звучащие в оркестре радио «Орфей», полное, насыщенное дыхание объединённой струнной группы, «вспыхивающие солнца» тарелок – всё это представило Италию во плоти.
В первую очередь, оркестровый стиль Роты опирается на тембровое письмо, намеренное разграничение групп с целью выявления характеристическго звучания каждого инструмента – комические засурдиненная труба или высокий кларнет «Маменькиных сынков», тоскливая флейта или гобой «Ромео и Джульетты», импозантная небрежность и лоск струнной группы «Ночей Кабирии».
 
И во всём этом нет циркачества, но есть какой-то высоко музыкальный аристократизм (в плане отношения к материалу), настоящий оркестровый юмор и, в лучшем смысле, артистичность; к слову, это подчёркивалось исполнительской манерой Марчелло Роты – мягким рафинированным дирижёрским жестом и лёгкой игрой с публикой, не только допустимой, но и вполне естественной для подобного концерта.
 
Остаётся надеяться, что маэстро не все сочинения своего репертуара играет в таком же роде, а что же касается музыки его дяди – то Марчелло Рота как нельзя лучше подходит для их исполнения. Но здесь же стоит отметить, что такая яркая, эмоциональная, превосходно оркестрованная и изобилующая тембровыми находками музыка способна почти самостоятельно выстроить форму. Она естественно ложится на слух и столь же естественна и ясна при разборе исполнителями.
 
Кульминации и спады, заложенные в партитуре, несмотря на изобилие ансамблевой игры, динамических и темповых контрастов, с первого проигрывания становятся ясными и не требующими доскональной проработки – это свойство слуховой естественности, мелодического генеза линий фактуры.
В музыке к выдающимся фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли и Кополы заметно и ещё одно особенное свойство Роты-композитора: причастность к предшествующей общемировой традиции. И в условно «лёгкой» киномузыке, и в академических сочинениях улавливается связь с классиками – мелодическое богатство итальянских оперных композиторов (особенно Верди и Пуччини), симфоническая живопись и острый трагизм Респиги (отдельные страницы партитуры явственно навевают поэтику «Драматической симфонии»), оркестровые находки и неподражаемый тембровый юмор Прокофьева.
 
Симфонический оркестр радио «Орфей», как и дирижёр Марчелло Рота – это, наверное, лучший вариант исполнения подобной программы в России. Некоторые неровности и неслаженность струнной группы, в особенности первых скрипок, сглаживались блистательной игрой духовиков и общим темпераментом звучания. По игре, реакции на дирижёра, да и просто лицам музыкантов, по восторженной реакции публики и свободному, даже чуть вальяжному жесту Марчелло Роты становилось ясно, что музыка захватывала всех без исключения – и исполнителей, и публику. А подобное коллективное чувство не так часто встречается на концертах, даже очень демократичной и известной музыки.

Источник: http://www.classicalmusicnews.ru/reports/marcello-rota-moscow2016/

Новости

анонсы, статьи, интервью
1 апреля / Концерт 1 апреля в 19:00 в Театре "Русская песня" перенесен на 16 июня. Все билеты действительны. читать далее
28 марта / Концерт 28 марта в 19:00 в Большом зале Консерватории перенесен на 3 июля. Все билеты действительны. читать далее
24 марта / Концерт 24 марта в 19:00 в Большом зале Консерватории перенесен на 7 апреля. Все билеты действительны. читать далее
Все новости