Если опера — один из главных музыкальных жанров, то Италия — ее родина. Итальянские оперы, полные южной страсти и упоительных мелодий, любимы слушателями всего мира, а их ведущие партии — своего рода мерило профессионализма для певцов. С ариями из опер Россини, Доницетти, Масканьи и других итальянских композиторов выступит 12 декабря в Большом зале консерватории одна из самых ярких певиц молодого поколения, победительница Пятого сезона телевизионного конкурса «Большая опера», солистка театра Новая Опера и Венгерской государственной оперы, меццо-сопрано Полина Шамаева. Вместе с ней на сцену выйдет Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана: он исполнит популярные увертюры и интермеццо из опер итальянских композиторов. За дирижерским пультом — маэстро Марчелло Рота (Италия).
«Божественным маэстро» назвал Джоаккино Россини немецкий писатель Генрих Гейне. Композитор, удивлявший современников быстротой и легкостью создания великолепных мелодий, как правило, поручал ведущую женскую партию высокому голосу — сопрано. Но были и исключения. В начале XIX века еще бытовала старинная традиция поручать мужские партии голосу альтового диапазона, и в «героической мелодраме» Россини «Танкред» (1813), либретто которой основано на трагедии Вольтера, партию благородного рыцаря Танкреда исполняет низкий женский голос — меццо-сопрано. Бывало и так, что именно меццо-сопрано была поручена главная женская роль. Например, в опере Гаэтано Доницетти «Фаворитка» (1840) партия Леоноры, возлюбленной короля Кастилии, написана для французского меццо Розины Штольц. Она была известна широким диапазоном голоса, и ария «О, мой Фернанд» из третьего акта оперы это прекрасно демонстрирует.
Нередко низкому женскому голосу поручаются партии второго плана, по своей значительности сопоставимые с ведущими ролями. В опере Амилькаре Понкьелли «Джоконда» (1876), основанной на драме Виктора Гюго, женскому контральто поручена партия Слепой — матери Джоконды. Ее экспрессивная ария «Ангел с небес ниспосланный…» — один из признанных шедевров бельканто. Иногда меццо-сопрано поручаются партии отрицательных персонажей, один из ярких примеров — мстительная Принцесса де Буйон в опере Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» (1902).
Помимо вокальных номеров, в программе концерта — целая россыпь итальянских оперных увертюр. Каждая из них индивидуальна: в одном случае увертюра призвана подготовить слушателей к началу действия и тематически с оперой не связана, в другом она выражает основную идею оперы, зерно ее будущего конфликта. И в том, и в другом случае встречаются истинные шедевры. Таковы полные безудержного веселья и огня увертюры к операм Россини «Севильский цирюльник» и «Соровка-воровка» — и совершенно непохожие на них драматичные вступления к опере «Норма» Винценцо Беллини и «Сила судьбы» Джузеппе Верди. Такова и необычная Прелюдия к опере Джузеппе Верди «Травиата»: ее первая тема, тихая и печальная, предвосхищает трагический финал оперы, а вторая — мажорная, полная душевной теплоты и искреннего чувства, — говорит о торжестве любви над смертью.
Полина Шамаева (меццо-сопрано) — солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. Колобова и Венгерского государственного оперного театра. Победитель V сезона телеконкурса «Большая опера» на канале Россия-Культура (2017). В репертуаре певицы —партии меццо-сопрано в операх Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и других композиторов, а также более чем в 30 произведениях кантатно-ораториального жанра. Принимала участие в Международном фестивале классической музыки под руководством Владимира Спивакова (Кольмар, Франция), Музыкальном фестивале в Рейнгау (Германия), Московском Пасхальном фестивале, Международном фестивале современной музыки им. Софии Губайдулиной «Concordia» (Казань) и других. Среди записей на CD — «Свадебка» И. Стравинского (Мать, дирижер Г. Дмитряк), «Евгений Онегин» П. Чайковского (Няня, дирижер В. Спиваков), Реквием В.А. Моцарта (меццо-сопрано, дирижёр О. Романенко). Исполнила партию Кармен в ледовом шоу Н. Бестемьяновой.
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана — один из старейших симфонических оркестров России, отмечающий в 2018 году свое 75-летие. Первым дирижером коллектива стал в 1943 году народный артист СССР Лев Штейнберг. Позже оркестром руководили такие прославленные музыканты как Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Под их руководством оркестр стал известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижером МГАСО является народный артист России Павел Коган. Маэстро реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.
Марчелло Рота — выдающийся итальянский дирижер, племянник всемирно известного композитора Нино Рота. Выпускник Консерватории им. А. Вивальди в Алессандрии и Сиенской музыкальной академии, где обучался дирижированию у Игоря Маркевича и Франко Феррары. Выступал с ведущими европейскими оркестрами на сцене Концертгебау в Амстердаме, Гамбургского Musik Halle, Королевского Альберт-Холла в Лондоне, в Мангеймской и Берлинской филармонии и др. С 2004 — главный приглашенный дирижер Чешского национального симфонического оркестра. В репертуаре маэстро — более 40 опер, среди которых главное место занимают произведения Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Пуччини. В течение нескольких сезонов дирижер выступал в миланском Ла Скала, также сотрудничал с театром Сан-Карло в Неаполе, Арена-ди-Верона, Римской оперой, Баварской