вернуться к афише
11

апр

Большой зал Московской консерватории
19:00

И.С.Бах. А.Вивальди. Шедевры

И.С.Бах. А.Вивальди. Шедевры

11 апреля, 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ

"И.С.БАХ. А. ВИВАЛЬДИ. ШЕДЕВРЫ"

Александр Рудин (виолончель)

Полина Шамаева (меццо-сопрано)

Елена Корженевич (скрипка)

Московский камерный оркестр Musica Viva

Художественный руководитель Александр Рудин

Дирижер - Александр Рудин 

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

 А. Вивальди
Концерт для четырех скрипок, струнных и basso continuo
Кантата Cessate, Omai Cessate (Оставьте, ах, оставьте!)
 
И.С.Бах
Бранденбургский концерт №6
Концерт для двух скрипок с оркестром
 
 
11 апреля в Большом зале консерватории выступит Камерный оркестр Musica Viva под управлением маэстро Александра Рудина. Прозвучат сочинения величайших композиторов эпохи барокко — Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди. Солисты —  победительница телевизионного конкурса «Большая опера» Полина Шамаева (меццо-сопрано), лауреаты международных конкурсов Елена Корженевич и Наталия Юхимчук (скрипка). 
 
Бах и Вивальди связаны не только общей эпохой (конец XVII — первая половина XVIII вв.), но и фактом забвения их творчества в течение многих лет. Музыка Баха, смущавшая современников «излишней ученостью», только в середине XIX века начала звучать в концертах. Наследие Вивальди оставалось почти неизвестным до XX века. Лишь в 1920-е годы в Италии был обнаружен архив рукописей композитора, ставший грандиозным открытием в истории музыки. Выяснилось, что Вивальди являлся автором не менее 800 произведений!
 
Подлинными жемчужинами творчества Вивальди являются его кантаты. Эти небольшие, камерные сочинения для высокого голоса в сопровождении ансамбля, вероятно, создавались композитором для музыкальных занятий в венецианском монастыре-приюте Ospedale della Pietà, где он служил долгое время. Тексты кантат имеют, в основном, светское содержание, их автор часто бывает неизвестен. Кантата “Cessate, Omai Cessate” («Оставьте, ах, оставьте!») состоит из двух арий и предшествующих им речитативов, текст ее повествует о несчастной любви. Она прозвучит в исполнении Полины Шамаевой и оркестра Musica Viva.
 
Но самым многочисленным жанром в творчестве Вивальди был, безусловно, концерт для одного или нескольких солирующих инструментов, струнных и basso continuo. На данный момент их известно около 500, из которых не менее 200 — для скрипки. Кроме того, перу композитора принадлежат концерты для двух и трех скрипок, а также всего один концерт для четырех скрипок си-бемоль мажор. Он и будет исполнен в программе концерта, солисты — Елена Корженевич и Наталия Юхимчук. 
 
В отличие от Вивальди, концерты Баха для солирующих инструментов с оркестром можно пересчитать по пальцам, и написаны они для скрипки либо для клавесина. Количество солистов в них также различно. Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор — одно из самых известных сочинений Баха в этом жанре. Яркая мелодика, хитроумное полифония, захватывающая динамика — все это обеспечило концерту популярность, а также «параллельную жизнь» в многочисленных переложениях.
 
Самым совершенным выражением оркестрового стиля И.С. Баха явились шесть Бранденбургских концертов, написанные, вероятно, около 1721 года для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского. Они написаны в жанре concerto grosso: звучание солирующей группы инструментов (concertino) чередуется со звучанием всего оркестра (ripieno). При этом, инструментальные партии богато индивидуализированы. Шестой  Бранденбургский концерт отличается от остальных приглушенным колоритом: в его партитуре отсутствуют скрипки, солируют альты (или виолы da braccio). Первая и вторая части насыщены полифонией, а финал в ритме жиги — наиболее «концертная» часть: альты здесь состязаются с виолончелями и доминируют в фигуративно расцвеченных, нарядных  интермедиях. 
 
Значение Бранденбургских концертов, помимо их неувядаемой художественной красоты, заключается в той роли, какую они сыграли в истории музыкального искусства: проложили путь от музыкального барокко к классицизму. Один из виднейших знатоков баховского стиля на Западе Эрнст Курт писал: «Великий переворот в немецкой музыке после 1750 года произошел в необыкновенно короткий промежуток времени, едва охватывающий одно поколение; но этот переворот — от Баха и до творческих попыток Гайдна — пожалуй, самый значительный в истории мировой музыки.
 
Московский камерный оркестр Musica Viva ведет свою историю с 1978 года, когда был создан ансамбль из девяти музыкантов, выпускников столичных музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому времени ставший оркестром, возглавил виолончелист-виртуоз и дирижер Александр Рудин. Именно им было придумано название оркестра — Musica Viva (лат. «живая музыка»). Под руководством Рудина коллектив обрел уникальное творческое амплуа, достиг высокого уровня исполнительского мастерства и вошел в число ведущих оркестров России.
 
Александр Рудин — выдающийся российский виолончелист и дирижер, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, профессор Московской консерватории. Лауреат нескольких международных конкурсов, в том числе Конкурса имени Чайковского в Москве (1978, 1982). С 1988 года возглавляет Камерный оркестр Musica Viva. Ведет активную концертную деятельность как виолончелист и дирижер.
 
Полина Шамаева (меццо-сопрано) — солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. Колобова и Венгерского государственного оперного театра. Победитель V сезона телеконкурса «Большая опера» на канале Россия-Культура (2017). В репертуаре певицы —партии меццо-сопрано в операх Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и других композиторов, а также более чем в 30 произведениях кантатно-ораториального жанра. Принимала участие в Международном фестивале классической музыки под руководством Владимира Спивакова (Кольмар, Франция), Музыкальном фестивале в Рейнгау (Германия), Московском Пасхальном фестивале,  Международном фестивале современной музыки им. Софии Губайдулиной «Concordia» (Казань) и других. Среди записей на CD — «Свадебка» И. Стравинского, «Евгений Онегин» П. Чайковского, Реквием В.А. Моцарта. Исполнила партию Кармен в ледовом шоу Н. Бестемьяновой.
 
Елена Корженевич (скрипка) — выпускница Московской консерватории, лауреат Всероссийских и международных конкурсов, в том числе V международного конкурса скрипачей им. А.И. Ямпольского (2009, 1 премия) и IV международного конкурса скрипачей им. Д. Ойстраха (2010, 2 премия, 1 премия не присуждена). С 2007 г. — концертмейстер Симфонического оркестра Московской консерватории. С 2012 г. — солистка Московского камерного оркестра «Musica Viva». В качестве солистки выступает с известными отечественными и зарубежными оркестрами. 
 
Наталия Юхимчук (скрипка) — выпускница РАМ им. Гнесиных, победитель II Международного конкурса камерных ансамблей им. Танеева. Концертмейстер Московского камерного оркестра Musica Viva с 2000 года. В составе оркестра и различных камерных ансамблей принимала участие во многих музыкальных фестивалях в России и за рубежом. В 2018 году получила звание «Почетный деятель искусств города Москвы». 
 
 

 

Поделиться

Новости

анонсы, статьи, интервью
11 марта / 23 мая в Театре "Русская Песня" со своим спектаклем выступит Мария Морено - ярчайшая представительница нового... читать даллее
1 марта / 18 апреля приглашаем вас на уникальную программу, в которую вошли инструментальные шедевры Петра Ильича Чайковского и... читать даллее
10 февраля / 11 апреля в Большом зале консерватории выступит Камерный оркестр Musica Viva под управлением маэстро Александра Рудина. читать даллее
Все новости

Мероприятия

Концерты, фестивали
18

апр

Шедевры великих композиторов. Чайковский. Бетховен
Большой зал Московской консерватории
16

май

С.Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
Большой зал Московской консерватории
23

май

29

май

Волшебный мир музыки. А.Вивальди. Г.Гендель
Большой зал Московской консерватории
Афиша