2 октября в Концертном зале им П. И. Чайковского состоится концертное исполнение оперы Дж. Верди "Аида".
Весной 2023 года Динара Алиева дебютировала с партией Аиды в постановке оперы «Аида» Верди в театре, с которым у певицы складывается сотрудничество уже в течении десяти лет – в Немецкой опере в Берлине. Режиссёр этой постановки Бенедикт фон Петер славится нетрадиционными сценическими решениями, но в интерпретации этой оперы Верди постановщик традиционно вынес на первый план трагическую историю запретной любви. В этой берлинской постановке нет экзотических декораций, сценическое воплощение решено практически монохромно в черно-белой гамме, что призвано подчеркнуть буйство эмоциональных красок в музыкальной палитре. Верди писал, что в этой опере любовь – это антитеза войне и жестокости, а искренние чувства – фанатизму и властности. И квинтэссенция этой любви воплощена в первую очередь в
партитуре, музыкальные темы оперы признаны одними из самых ярких изображений страстных эмоций в итальянской опере.
Но это сегодня «Аида» воспринимается как волнующая любовная драма. Для современников композитора эта музыкальная история военного заговора в знаменитом храме Амона в Карнаке была оригинальным и в высшей степени колоритным воплощением экзотики. Египетский мир заплатил Верди огромный гонорар, чтобы композитор изобразил африканскую страну прекрасным восточным царством, чтобы «Аида» стала поистине национальной оперой. Считается, что заказ на создание «Аиды» Верди получил к открытию Суэцкого канала, однако, современные источники свидетельствуют, что премьера открывала «Хедивскую оперу» – Королевскую оперу в Каире, ставшую первым оперным театром на африканском континенте.
Композитор тщательно изучал историю Древнего Египта, либретто оперы основано на сюжете Огюста Мариетта – первого руководителя Каирского музея, который почерпнул эту историю из переведённого им древнего папируса. В музыкальной палитре Верди стремился использовать мелодии и тембры африканского
и арабского фольклора. Так, в звучащем на торжестве в честь победы египтян Триумфальном марше – одной из самых узнаваемых мелодий оперной классики – даже использовались так называемые «египетские трубы». Это очень длинный роговой духовой инструмент, издающий совершенно непривычный для современников Верди звук. Поэтому звучание их в опере было сенсационной находкой в музыкальном мире. Сегодня вместо этих национальных инструментов используются симфонические, но определённой настройки, благодаря чему их звучание в соотношении с тембрами оркестрового ансамбля по-прежнему производит особое впечатление.