Вальс – воплощение пластики в музыке, образ круга, вечности, захватывающий слушателей своей неповторимой грацией. 7 июня в Большом зале Московской консерватории мы проследим историю вальса в творчестве великих композиторов-классиков. Государственная академическая симфоническая капелла России под руководством В. Полянского представит программу «Лучшие вальсы мира». За дирижерским пультом — Филипп Чижевский, один из самых перспективных российских маэстро молодого поколения.
Родиной вальса традиционно считают Австрию, хотя некоторые его черты можно заметить в старинных народных танцах Германии и Франции. Наибольшую популярность вальс приобрел именно в столице Австрии — Вене. И неслучайно самый выдающийся представитель музыкальной семьи Штраусов, Иоганн Штраус-сын, вошел в историю как «король вальсов». В концерте прозвучит его знаменитый вальс «Прощание с Петербургом».
Став популярным в конце XVIII – начале XIX века, вальс стал обязательным танцем в классическом балете, нередко становясь апофеозом всего представления. В программе концерта — знаменитый Вальс цветов из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», и Вальс из балета Лео Делиба «Коппелия».
В эпоху романтизма вальс из бесхитростного лирического танца стал превращаться в развернутое драматическое полотно. Один из первый примеров драматизации вальса — вторая часть из «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, где через стихию и круговерть танца проступает недосягаемый образ возлюбленной, окруженный горестными чувствами героя симфонии. В творчестве композиторов-романтиков вальс нередко превращается в масштабную симфоническую поэму. Своеобразной кульминацией становится хореографическая поэма «Вальс» французского композитора Мориса Равеля. Написанная в 1920 году, она вобрала в себя не только блеск вальса при венском королевском дворе, но и мрачные отзвуки только что закончившейся Первой мировой войны.
Государственная академическая симфоническая капелла России была создана в 1991 году путем слияния двух прославленных советских коллективов — Симфонического оркестра Министерства культуры под руководством Геннадия Рождественского и Государственно-го камерного хора СССР, который возглавлял Валерий Полянский. Под его руководством капелла успешно работает уже в течение 27 лет. В репертуаре коллектива — вокально-симфонические произведения разных эпох (мессы, оратории, реквиемы), а также оркестровые программы классической и современной музыки. В том числе монографические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера.
Филипп Чижевский — выпускник Московской консерватории, основатель и руководитель ансамбля Questa musica. С 2011 года — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России, с 2014 — дирижер Большого театра. Дважды номинирован на премию «Золотая маска» за лучшую работу дирижера в музыкальном театре. Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых ГАСО им. Е.Ф. Светланова, НФОР под руководством В. Спивакова, Musica Viva под управлением А. Рудина, Tokio New Sity Orchestra, Brandenburgische Staatsorchester, Литовский камерный оркестр и др. Музыкальный руководитель первого Барочного фестиваля в Большом театре.