Вальс – воплощение пластики в музыке, образ круга, вечности, захватывающий слушателей своей неповторимой грацией. Проследить историю вальса в творчестве великих ком-позиторов можно будет
12 июня, в День России, в Большом зале Московской консерва-тории. Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Ю. Башмета представит программу «Лучшие вальсы мира». На сцене — солистка Московского театра Новая Опера, сопрано Мария Буйносова, а также талантливая 17-летняя скрипачка Валерия Абрамова. За дирижерским пультом — Денис Власенко , один из самых перспективных российских маэстро молодого поколения, главный дирижер 4-го сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале Культура.
Родиной вальса традиционно считают Австрию. Наибольшую популярность вальс приобрел именно в столице Австрии — Вене. И неслучайно самый выдающийся представитель музыкальной семьи Штраусов, Иоганн Штраус-сын, вошел в историю как «король вальсов»: он создал их более полутора сотен, и вся Вена кружилась под его музыку. В программе концерта — знаменитые вальсы Штрауса «Сказки Венского леса», «Весенние голоса», «Венская кровь» и «На прекрасном голубом Дунае», полные радости жизни и аристократической венской грации.
Став популярным в конце XVIII – начале XIX века, вальс стал обязательным танцем в классическом балете, нередко становясь апофеозом всего представления. Именно такова роль знаменитого Вальса цветов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». В европейской опере XIX века в жанре вальса бывают написаны ариозо или ансамблевые сцены. Ярким примером является Вальс Джульетты из оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».
В эпоху романтизма вальс из бесхитростного лирического танца стал превращаться в развернутое драматическое полотно. Один из первых примеров драматизации жанра — вторая часть из «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, где через стихию и круговерть танца проступает недосягаемый образ возлюбленной, окруженный горестными чувствами героя симфонии. Вальс мог быть и составной частью музыки к драматическим спектаклям: «Грустный вальс» Яна Сибелиуса был написан для первой картины пьесы финского драматурга Арвида Ярнефельта «Смерть». И, наконец, в творчестве композиторов-романтиков вальс мог стать канвой масштабной симфонической поэмы. В знаменитой поэме Камиля Сен-Санса «Пляска смерти», с солирующей скрипкой, он становится воплощением инфернального потустороннего кружения.
Программу откроет Торжественный коронационный марш П.И. Чайковского, впервые прозвучавший во время празднования коронации Александра Третьего 23 мая 1883 года в Сокольниках, под управлением С.И. Танеева.
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители, среди которых Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Анна Нетребко и др. С 2002 года оркестр дал более 650 концертов в России и за ру-бежом. Оркестр ежегодно участвует в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи, Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, международных фестивалях Юрия Башмета в Ярославле и Минске.
ПРОГРАММА КОНЦЕРТА:
1 отделение
П. И. Чайковский - Коронационный марш
К. Сен-Санс - "Пляска смерти"
Я. Сибелиус - "Грустный Вальс"
П. И. Чайковский - Вальс-Скерцо
И. Штраус - Вальс "Сказки Венского леса"
И. Штраус - Вальс "Весенние голоса"
2 отделение
М. Глинка - "Вальс - Фантазия"
Г. Берлиоз - Вальс из "Фантастической симфонии"
Ш. Гуно - Вальс Джульетты
И. Штраус - Вальс "Венская кровь"
П. И. Чайковский - "Вальс Цветов" из балета «Щелкунчик»
И. Штраус - "На прекрасном голубом Дунае"