18 апреля приглашаем вас в Большой зал Московской консерватории на уникальную программу, в которую вошли инструментальные шедевры великих композиторов: Петра Ильича Чайковского и Людвига ван Бетховена. На сцене Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, дирижёр - Филипп Чижевский.
Блестящими образцами русской симфонической музыки являются партитуры балетов Петра Ильича Чайковского. Бережно сохраняя каноны жанра, композитор обогащает его сложным драматическим развитием, восходящим к жанру симфонии. Не менее ярко здесь раскрывается его мелодический дар. Именно поэтому музыка балетов Чайковского часто звучит в концертном исполнении. В сюиту из «Лебединого озера» вошли наиболее известные фрагменты балета, такие как блестящий Вальс из Первого акта, Танец маленьких лебедей, Венгерский танец и другие.
Имя Бетховена известно далеко за пределами профессионального музыкального мира. Ярчайший представитель венского классицизма, он во многом преодолел его условности и открыл новые пути развития музыки в XIX веке. Свидетель великих переворотов — Великой Французской революции, наполеоновских войн, — он, как никто другой, отразил в своем творчестве картины героической борьбы. Трагизм его личной судьбы, в сочетании с гениальной одаренностью и волевым характером, определил содержание многих его произведений: от мрака к свету, от отчаяния и растерянности перед ударами судьбы к победе внутренних сил человека.
Пятая симфония до минор — одно из самых популярных сочинений Бетховена, а ее начальная «тема судьбы» (по словам самого автора, «так судьба стучится в дверь») — своего рода символ всей классической музыки. Сочинение создавалось в период наивысшего расцвета таланта композитора, смирившегося перед наступающей глухотой и обратившего все свои силы в музыкальное творчество. Работа над симфонией продолжалась около трех лет, с 1805 по 1808 год. Композитор несколько раз откладывал сочинение, успев написать за это время еще две симфонии, Четвертую и Шестую, и ряд произведений в других жанрах. Несмотря на длительный срок работы, каждая из четырех частей Пятой симфонии стройна и лаконична. Ее образы очень характерны для Бетховена — борьба и преодоление: от драматической первой части через одухотворенную лирику второй и тревожную скерцозность в третьей — к лучезарному финалу. При этом, «тема судьбы» в различных вариантах появляется во всех ее четырех частях.
Филипп Чижевский, один из самых востребованных дирижеров молодого поколения, выпускник Московской консерватории. С 2011 года — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России, с 2014 — дирижер Большого театра. Дважды номинирован на премию «Золотая маска» за лучшую работу дирижера в музыкальном театре. Осуществил ряд проектов в сфере старинной и современной музыки: музыкальный руководитель первого Барочного фестиваля в Большом театре, дирижер-постановщик шести опер современных композиторов в Электротеатре Станиславский. Впервые исполнил оперу М. Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми.