вернуться к афише
16

ноя

Большой зал Московской консерватории
19:00

Сказки Пушкина

Сказки Пушкина

16 ноября, 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ

"СКАЗКИ ПУШКИНА"

Концерт ведет Артем Варгафтик

Московский государственный симфонический оркестр 
 
Художественный руководитель - Иван Рудин

Дирижер - Ариф Дадашев

В программе:

М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
М. И. Глинка. Марш Черномора и восточные танцы из оперы «Руслан и Людмила»
Н. А. Римский – Корсаков. Сюита из оперы  «Сказка о царе Салтане» 
Н. А. Римский – Корсаков. Сюита из оперы  «Золотой петушок»
 
Сказки Александра Сергеевича Пушкина, несмотря на свою немногочисленность (их менее десяти), — одно из самых удивительных явлений в русской литературе. Богатство образов, живой оригинальный язык, вечная тема добра и зла, а также неподражаемая ирония и комизм обеспечили им подлинное бессмертие. Нет другого жанра в творчестве поэта, где столько запоминающихся героев — царей и царевен, богатырей и красавиц, волшебников и кудесников, а также фантастических животных. Кто из нас не помнит золотую рыбку и золотого петушка, белку с ее орешками и ученого кота? 
 
Яркие страницы пушкинских сказок не раз вдохновляли русских композиторов и во многом определили будущее не только русской поэзии, но и музыки. Лучшие оркестровые фрагменты из знаменитых русских опер, написанных на сюжеты сказок Пушкина,  прозвучат 16 ноября в Большом зале Московской консерватории. Симфонический оркестр ддя детей и юношества под руководством Ивана Рудина исполнит фрагменты из оперы Глинки «Руслан и Людмила», сюиты из опер Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» и «Золотой петушок». За дирижерским пультом — известный оперно-симфонический дирижер Ариф Дадашев. Программу комментирует известный музыкальный критик, лектор и журналист Артем Варгафтик.
 
Впервые Пушкин обратился к сказочному сюжету еще в юности. Именно волшебная сказка «Руслан и Людмила», написанная им по окончании Лицея, стала первой его законченной поэмой. Вдохновлённая древнерусскими былинами и романтическими сказаниями, насыщенная фантастическими образами и экзотикой, она принесла двадцатилетнему поэту широкую известность. Композитор Михаил Иванович Глинка, увлеченный «Русланом и Людмилой», начал работать над одноименной оперой в год гибели Пушкина. На основе легкой и ироничной сказки им было создано грандиозное эпическое полотно, где нашлось место и богатырской доблести, и верной любви, и коварному обману, и колдовским чарам. Премьера оперы в Петербурге прошла сдержанно, но с каждым исполнением успех ее возрастал. Глинка нашел великолепные экзотические краски для музыкальных картин царства Черномора и волшебных садов Наины. Именно с этих страниц «Руслана» начинается особое направление в русской музыке — условный, «русский» восток. Концерт откроет радостная и жизнеутверждающая увертюра к опере, предсказывающая победу добра над злом. Ее сменят причудливый и угловатый Марш Черномора (одно из самых известных сочинений Глинки) и три восточных танца — турецкий, арабский и огненная лезгинка.
 
Выбрать сюжет пушкинской «Сказки о Царе Салтане» для написания новой оперы посоветовал ведущему петербургскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову известный музыкальный критик и публицист В.В. Стасов. Опера была написана в год столетия Пушкина и впервые поставлена в 1900 году в Москве, в Частной опере С.И. Мамонтова, в великолепных декорациях Михаила Врубеля и с блестящим составом солистов. Это одно из самых жизнерадостных произведений оперной литературы, наполненное светлой энергией народного эпоса. Значительную роль в опере играют программные инструментальные эпизоды. Оркестровые вступления к I, II и IV действиям композитор тогда же объединил в сюиту «Картинки к сказке о царе Салтане». Каждую из ее частей предваряет эпиграф из пушкинской поэмы. В первой «картинке» перед нами образ царя Салтана — воинственного и при этом сказочно-комичного, будто сошедшего с народного лубка. Вторая «картинка» — морская стихия, великолепно переданная оркестровыми красками.   Наконец, самая знаменитая, третья часть — «Три чуда» на острове Буяне: белка с волшебными орешками (использована мелодия изестной народной песни «Во саду ли, в огороде», тридцать три богатыря и прекрасная Царевна-Лебедь. Также широко известен симфонический фрагмент оперы под названием «Полет шмеля»: блестящее скерцо типа perpetuum mobile.
 
Остросатирическая «Сказка о золотом петушке» — самая поздняя сказка Пушкина, в ней он использовал мотивы не только русских, но и арабских сказок. Опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» также стала последней для композитора. Он так и не смог увидеть ее на сцене: «небылица в лицах» была запрещена цензурой из-за злободневной сатиры на самодержавный строй (значительно усиленной либреттистом В. Бельским по сравнению с пушкинским текстом). Опера впервые увидела в свет через месяц после кончины Римского-Корсакова, на сцене Частной оперы С.И. Зимина в Москве, причем в сюжет были внесены значительные изменения. В Большом и Мариинском театрах она была поставлена позже. В оркестровую сюиту вошли четыре фрагмента оперы, в которых можно угадать и угловатый, суетящийся образ царя Додона, и холодный шик восточной Шемаханской царицы, и волшебный профиль Звездочета и, наконец, объединяющий все оперу клич Золотого петушка.
 
Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества создан в 1989 году дирижером Дмитрием Орловым. Это единственный в России симфонический коллектив, посвятивший свою деятельность музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Тематические концерты и абонементные циклы оркестра адресованы семейной аудитории, школьникам и студентам, широкому кругу любителей музыки. Оркестр ежегодно выступает в Большом зале Московской консерватории, Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и на других известных сценах столицы. С 2017 года оркестр возглавляет дирижер и пианист, художественный руководитель международного музыкального фестиваля «ArsLonga» Иван Рудин. 
 
Ариф Дадашев — оперно-симфонический и хоровой дирижер, выпускник Московской консерватории. Сотрудничал со многими оркестрами и музыкальными театрами Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Пскова и других городов. В настоящее время — главный дирижер Камерного оркестра Центра Павла Слободкина, дирижер театра «Московская оперетта», дирижер-ассистент Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Также является дирижером ежегодных «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического Молодежного театра.
 
Концерт ведет Артем Варгафтик — известный музыкальный критик и журналист, дважды лауреат национальной телевизионной премии «ТЭФИ» за передачи «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале Культура. Вел передачи о классической музыке на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Маяк-FM». Сотрудничает с Московской филармонией и другими концертными организациями в качестве лектора. Автор книги «Партитуры тоже не горят».
 
Поделиться

Новости

анонсы, статьи, интервью
1 апреля / Концерт 1 апреля в 19:00 в Театре "Русская песня" перенесен на 16 июня. Все билеты действительны. читать далее
28 марта / Концерт 28 марта в 19:00 в Большом зале Консерватории перенесен на 3 июля. Все билеты действительны. читать далее
24 марта / Концерт 24 марта в 19:00 в Большом зале Консерватории перенесен на 7 апреля. Все билеты действительны. читать далее
Все новости

Мероприятия

Концерты, фестивали
Афиша