вернуться к афише
3

мар

Большой зал Московской консерватории
19:00

Кармен. Испанские мотивы

Кармен. Испанские мотивы

3 марта 2019, 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ

"КАРМЕН. ИСПАНСКИЕ МОТИВЫ"

Полина Шамаева (меццо-сопрано)

Государственный академический
Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского 
 
Художественный руководитель и главный дирижер -
Народный артист СССР Владимир Федосеев

Дирижер - Тимур Зангиев

В программе: Ж. Бизе, М. Равель, М. де Фалья, Р. Чапи и другие.

Красота и изменчивость, жизнелюбие и страсть, решительность и сила — все это испанская музыка, неизменно влекущая к себе слушателей всего мира. Своим неповторимым  своеобразием она обязана не только знойному южному солнцу, но и пересечением множества культур — древней иберийской, кельтской, мавританской, цыганской. Роскошную программу из сочинений на испанскую тему представят 3 марта в Большом зале Московской консерватории солистка театра «Новая Опера», победительница телевизионного конкурса «Большая опера» Полина Шамаева и Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением В. Федосеева. За дирижерским пультом — маэстро Тимур Зангиев.
 
Профессиональная испанская музыка, пережив расцвет в эпоху Возрождения, в XVIII — начале XIX века утратила ведущие позиции в Европе. Новый подъем национальной культуры, получивший название «Ренасимьенто», начался со второй половины XIX века. В музыкальном театре активно развивается жанр сарсуэлы — представления с пением, танцами и разговорными диалогами, к сожалению, мало известного за пределами Испании. Более 150 сарсуэл написано композитором Руперто Чапи. В концерте прозвучат два наиболее известных фрагмента — вступление к сарсуэле «Барабан гренадеров» (открывающееся барабанной дробью) и песенная ария Луизы из сарсуэлы «Дочери Зеведея».
 
Вершиной классической испанской музыки принято считать творчество Мануэлья де Фальи — композитора, соединившего национальные особенности с принципами музыкального импрессионизма. Его одноактный балет «Треуголка», написанный для Ballets Russes Сергея Дягилева (премьера состоялась в 1919 году в Лондоне), полон солнечной испанской энергетики и ярких тембровых красок. Широкую известность приобрели две оркестровые сюиты из балета. Не меньшей популярностью пользуется вокальный цикл «Семь испанских народных песен» — одно из наиболее часто исполняемых музыкальных произведений на испанском языке. Песни, вошедшие в цикл, основаны на мелодиях из разных частей Испании: Астурии, Мурсии, Андалусии. 
 
Энергия и жизнерадостность испанской музыки, необыкновенная оригинальность ее языка неоднократно привлекали к ней композиторов из других стран — от соседней Франции до далекой Латинской Америки и даже России. Неслучайно четыре из шести композиторов, представленных в программе концерта, — не испанского происхождения! К величайшим шедеврам на испанскую тему относится опера Жоржа Бизе «Кармен», воспевающая радость жизни и ее трагизм, величие любви и пьянящее чувство свободы, побеждающее смерть. В музыкальном портрете главной героини, андалузской красавицы-цыганки Кармен, композитор использует мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло и других испанских танцев с пением. Удивительно, насколько верно ему, никогда не бывавшему в Испании, удалось передать дух ее национальной музыки.
 
С исключительной тонкостью передан испанский  колорит в сочинениях французского композитора Мориса Равеля (его мать происходила из Страны Басков). Наиболее яркие из них — комическую оперу «Испанский час» и «Испанскую рапсодию» для оркестра — композитор написал практически одновременно, в 1907 году. Рапсодией восхищался Мануэль де Фалья, указывая, что ее «испанский» характер достигается  не обилием цитат, а «посредством свободного использования существеннейших особенностей нашей музыки».
 
Удивительна история песни мексиканского композитора Агустина Лары «Гранада», написанной в 1932 году и вошедшей в репертуар оперных звезд всего мира. Песня посвящена испанскому городу Гранада, но ее автор смог побывать там только через 32 года после ее написания. В 1965 году каудильо испанского государства Франсиско Франко предоставил композитору испанское гражданство и подарил жилье в Гранаде в благодарность за цикл песен об  Испании. Страстная, прихотливая мелодия песни редко звучит в исполнении женского голоса. Полине Шамаевой, обладающей великолепными вокальными данными в сочетании с ярким артистизмом, исполнение «Гранады» прекрасно удается. 
 
Полина Шамаева (меццо-сопрано) — солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. Колобова и Венгерского государственного оперного театра. Победитель V сезона телеконкурса «Большая опера» на канале Россия-Культура (2017). В репертуаре певицы —партии меццо-сопрано в операх Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и других композиторов, а также более чем в 30 произведениях кантатно-ораториального жанра. Принимала участие в Международном фестивале классической музыки под руководством Владимира Спивакова (Кольмар, Франция), Музыкальном фестивале в Рейнгау (Германия), Московском Пасхальном фестивале,  Международном фестивале современной музыки им. Софии Губайдулиной «Concordia» (Казань) и других. Среди записей на CD —«Свадебка» И. Стравинского (Мать, дирижер  Г. Дмитряк), «Евгений Онегин» П. Чайковского (Няня, дирижер В. Спиваков), Реквием В.А. Моцарта (меццо-сопрано, дирижёр О. Романенко). Исполнила партию Кармен в ледовом шоу Н. Бестемьяновой.       
 
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского — один из ведущих оркестров России, коллектив с мировой известностью и эталонным качеством звучания. Основан в 1930 году как первый оркестр советского радио. В разное время его возглавляли дирижеры Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский. С 1974 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра является Владимир Федосеев. В последующие десятилетия оркестр, развивая традиции, вступил в пору необычайного расцвета. В 1993 году коллективу было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, за выдающуюся интерпретацию сочинений великого русского композитора. 
 
Маэстро Тимура Зангиева можно по праву назвать дирижером-вундеркиндом. В возрасте семи лет ему доверили управление оркестром Владикавказской филармонии. К моменту поступления в Московскую консерваторию 17-летний музыкант уже имел опыт выступлений с ведущими коллективами России – такими как Симфонический оркестр Мариинского театра, оркестры «Виртуозы Москвы» и «Новая Россия». В настоящее время — штатный дирижер Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В репертуаре — более тридцати оперных и балетных спектаклей, а также множество симфонических произведений. Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания. 
 
Поделиться

Новости

анонсы, статьи, интервью
11 марта / 23 мая в Театре "Русская Песня" со своим спектаклем выступит Мария Морено - ярчайшая представительница нового... читать даллее
1 марта / 18 апреля приглашаем вас на уникальную программу, в которую вошли инструментальные шедевры Петра Ильича Чайковского и... читать даллее
10 февраля / 11 апреля в Большом зале консерватории выступит Камерный оркестр Musica Viva под управлением маэстро Александра Рудина. читать даллее
Все новости

Мероприятия

Концерты, фестивали
16

май

С.Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
Большой зал Московской консерватории
23

май

29

май

Волшебный мир музыки. А.Вивальди. Г.Гендель
Большой зал Московской консерватории
6

июн

Шедевры русских композиторов. Чайковский. Рахманинов
Большой зал Московской консерватории
Афиша