вернуться к афише
24

ноя

Большой зал Московской консерватории
19:00

Золото Рейна. Р.Вагнер.Р.Штраус

Золото Рейна. Р.Вагнер.Р.Штраус

24 ноября, 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ

"ЗОЛОТО РЕЙНА. Р. ВАГНЕР. Р.ШТРАУС."

Солистка Мариинского театра - Елена Стихина (сопрано)
 
Государственный академический большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского 
 
Художественный руководитель и главный дирижер -
Народный артист России Владимир Федосеев
 
Дирижер - Михаил Грановский
 
В программе: Р.Штраус, Р.Вагнер.
Блеск и роскошь немецкой позднеромантической оперы представят 24 ноября на сцене Большого зала Московской консерватории сопрано Елена Стихина и Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского. Яркая молодая солистка Мариинского театра исполнит фрагменты из опер Рихарда Вагнера «Тангейзер» и «Лоэнгрин», его «Пять песен на стихи Матильды Везендонк», а также фрагмент из оперы Рихарда Штрауса «Саломея»: в этой опере певица успешно дебютировала в 2017 году. В исполнении оркестра прозвучат симфонические эпизоды из опер Вагнера и Р. Штрауса. Дирижер — Михаил Грановский.
 
Рихард Вагнер — великий оперный реформатор второй половины XIX века, чья концепция «художественного произведения будущего» имела как горячих приверженцев, так и яростных противников. Его оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин», основанные на средневековых рыцарских сюжетах, поднимают важнейшие этические вопросы и находятся на пути к новому синтетическому жанру — музыкальной драме. В концерте прозвучат два общепризнанных оркестровых шедевра из этих опер — увертюра к «Тангейзеру» и вступление к III акту оперы «Лоэнгрин». Елена Стихина также исполнит арию Елизаветы из оперы «Тангейзер».
 
В переложении для голоса с оркестром прозвучит пленительный вокальный цикл Вагнера «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» (Wesendonck-Lieder), написанный на стихи возлюбленной композитора, с которой ему не суждено было соединить свою судьбу. Осознание невозможности счастья, поиск утешения в вере и высших законах бытия открывают дорогу к следующей вершине творчества Вагнера — опере «Тристан и Изольда», основанной на средневековых кельтских преданиях. Идея «бесконечной мелодии» здесь достигает своей кульминации, а гармонический язык максимально усложнен (при первой постановке в Вене опера была объявлена неисполнимой). В исполнении Елены Стихиной прозвучит кульминационная сцена оперы — «Смерть Изольды».
 
Наиболее полно оперная реформа Вагнера воплотилась в его знаменитом цикле из четырех музыкальных драм «Кольцо нибелунга» по мотивам немецкой и скандинавской мифологии. Его центральной идеей является стремление к власти, мировому господству, выраженное через обладание золотом. Проклятие, наложенное на выкованное из золота кольцо, приводит к вселенской катастрофе, гибели мира — как земного, так и божественного. Помимо грандиозных вокальных сцен, в цикле имеются блестящие, красочные оркестровые эпизоды. Один из них, «Шествие богов в Валгаллу» (финал первой части цикла — «Золото Рейна»), прозвучит в концерте.
 
Программу продолжит музыка Рихарда Штрауса — последователя Вагнера, крупнейшего композитора и дирижера конца XIX — первой половины XX века, представителя немецкого экспрессионизма. Его одноактная опера «Саломея» по драме Оскара Уайльда, основанной на библейских событиях, была впервые поставлена в 1905 году и вызвала шквал критики и запреты к постановке в нескольких странах. Тем не менее, к концу XX века она стала одним из наиболее часто исполняемых сочинений композитора. В феврале 2017 года в Мариинском театре состоялась премьера новой постановки оперы (музыкальный руководитель Валерий Гергиев, режиссер Марат Гацалов), заглавную партию в которой исполнила Елена Стихина. Ее дебют в «Саломее» был высоко оценен как зрителями, так и театральными критиками. «Стихина стала открытием и главной удачей спектакля; нечасто вот так, вдруг в оперный мир врывается сверхновая, доселе никому не известная звезда. (…) Тембр голоса оказался мощным и вместе с тем нежным — идеальное сочетание для партии Саломеи, женщины-полуребенка, воспылавшей запретной страстью к пророку Иоканаану» (Г. Садых-Заде, «Ведомости»). За исполнение партии Саломеи певица удостоена звания лауреата премии «Онегин» за 2017 год в номинации «Дебют» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в оперном спектакле». Она также номинирована на театральную премию «Золотая маска»–2018 в номинации «Опера/женская роль». В концерте Елена Стихина исполнит финальную сцену Саломеи, предваряемую самым знаменитым симфоническим фрагментом из оперы — «Танцем семи покрывал».
 
Елена Стихина — выпускница Московской консерватории и Центра оперного пения имени Г. Вишневской, в течение трех лет являлась ведущей солисткой Приморского театра оперы и балета, с 2017 года — солистка Мариинского театра. Нынешний концерт даст возможность московскому слушателю познакомиться с певицей, которой уже прочат яркую международную карьеру «второй Нетребко».
 
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского — один из ведущих музыкальных коллективов России, созданный в 1930 году как первый оркестр отечественного радио. С 1974 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Владимир Федосеев. В последующие десятилетия оркестр вступил в пору необычайного расцвета. В 1993 году коллективу было присвоено имя Петра Ильича Чайковского.
 
 
Михаил Грановский — выпускник Московской консерватории, главный приглашенный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета, в 2001–2013 — дирижер Большого театра России. С 2013 г. является постоянным приглашенным дирижером балетной труппы Universal Ballet в Сеуле. Имея обширный оперный репертуар, также сотрудничает с Госоркестром имени Е. Светланова, Российским национальным оркестром, Новосибирским филармоническим оркестром и другими симфоническими и камерными коллективами.
Поделиться

Новости

анонсы, статьи, интервью
1 апреля / Концерт 1 апреля в 19:00 в Театре "Русская песня" перенесен на 16 июня. Все билеты действительны. читать далее
28 марта / Концерт 28 марта в 19:00 в Большом зале Консерватории перенесен на 3 июля. Все билеты действительны. читать далее
24 марта / Концерт 24 марта в 19:00 в Большом зале Консерватории перенесен на 7 апреля. Все билеты действительны. читать далее
Все новости

Мероприятия

Концерты, фестивали
Афиша