Одну из самых изысканных программ сезона представит 1 ноября в Большом зале консерватории Московский камерный оркестр Musica Viva. Прозвучат фрагменты из опер двух гениев эпохи барокко — Георга Фридриха Генделя и Антонио Вивальди. Солисты — польская певица Александра Кубас-Крук и российско-британская певица Мария Остроухова. Дирижёр — народный артист России Александр Рудин, программу комментирует известный музыкальный критик и телеведущий Артем Варгафтик.
Удивительно, но при всей популярности в нашей стране инструментальной музыки Ген-деля и Вивальди, их оперное творчество только начинает открываться российскому слушателю. Вплоть до начала XXI века о барочных операх seria («серьезных» операх) на русском языке можно было лишь вкратце прочесть в музыкальных учебниках и энциклопедиях. Как правило, эти оперы рассматривались в них с уничижительных позиций реализма XIX века: их было принято считать не более чем «концертами в костюмах», лишенными подлинной оперной драматургии.
Но и в Европе традиции барочной оперы были практически утеряна и начала возрождаться лишь в 1920-е годы. На сцену вернулись оперы Генделя — величайшего оперного драматурга и мастера вокального письма XVIII века. И примерно в то же время в итальянских архивах были найдены многие рукописи, принадлежавшие перу Вивальди: они пролежали в безвестности почти 200 лет. В нашей стране эти сочинения были по-прежнему не известны: из 40 опер Генделя в СССР была поставлена лишь одна — «Юлий Цезарь» (1979, Большой театр). А в концертных программах звучали фрагменты его ораторий, concerti grossi, инструментальные сюиты — но только не оперы! Об операх Вивальди, которых на данный момент известно уже более 90, было известно еще меньше. Долгое время российские меломаны могли с ними знакомиться только посредством зву-козаписи. Только в 2010-е годы в нашей стране появляются их первые театральные и концертные версии.
Оркестр Musica Viva, возглавляемый Александром Рудиным, в течение многих лет возвращает на отечественную сцену забытую музыку эпохи барокко. Несколько лет назад он впервые в России исполнил драматические кантаты Генделя на мифологические сюжеты: «Ацис, Галатея и Полифем» и «Аполлон и Дафна» — с участием австралийского баса-баритона Моргана Пирса. Фрагменты из опер Генделя и Вивальди, вошедшие в программу нынешнего концерта, являются не меньшей редкостью. Для их исполнения были приглашены две молодые солистки, обладающие при этом значительным опытом исполнения барочной музыки и владеющие соответствующей ей вокальной техникой, — Александра Кобас-Крук и Мария Остроухова.
Одним из самых распространенных источников для опер seria была поэма «Неистовый Роланд» итальянского поэта эпохи Возрождения Лудовико Ариосто (первой половины XVI в.), основанная, в свою очередь, на средневековом рыцарском эпосе. Сюжет этой поэмы-сказки о рыцарях и волшебнице Альцине лег в основу нескольких итальянских либретто, к которым, в свою очередь, обращались многие композиторы. Гендель написал на этот сюжет (но на разные либретто) три оперы — в том числе оперу «Альцина», а Вивальди использовал его в опере «Неистовый Роланд». Фрагменты этих опер — речитативы, арии, инструментальные фрагменты — прозвучат в концерте. В программу также вошла ария из оперы Генделя «Ринальдо», либретто которой основано на исторической поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Это была первая опера, написанная и поставленная Генделем в Лондоне, при дворе Её Величества. Через два года там же появилась опера «Тезей» на мифологический сюжет. А в поздний период творчества Гендель обращается к жанру оратории, его светские образцы очень близки по стилю жанру оперы. Примером оперы-оратории Генделя является «Семела» — музыкальная драма на мифологический сюжет о боге-громовержце Юпитере и его возлюбленной Семеле.
В программу также вошла инструментальная музыка Генделя, Вивальди и Глюка. Концерт откроет редко исполняемое в России сочинение итальянского композитора и скри-пача Пьетро Локателли — одна из шести его «Театральных интродукций», впервые из-данных в 1735 году в Амстердаме, где композитор долгие годы преподавал. Это небольшой трехчастный концерт для струнного оркестра, по характеру музыки подходящий для вступления к театральному представлению, что и указано в авторском названии. А в финале прозвучит фрагмент из знаменитой оперы К.В. Глюка «Орфей» (1762) — драматичная Пляска фурий в царстве Аида, куда герой античного мифа спускается в поисках безвременно умершей супруги Эвридики. Музыка «Орфея» Глюка, несравнимо более из-вестная в России, чем страницы опер Генделя и Вивальди, принадлежит уже новому времени — эпохе классицизма.
Александра Кубас-Крук (сопрано) — польская певица, выпускница Академии музыки им. К. Липиньского во Вроцлаве и Венского университета музыки и исполнительского искусства, лауреат международных конкурсов. Дебютировала во Вроцлавской опере в 2007 г. С 2010 года выступает на международной сцене: в Италии, России (исполнила партии в операх Моцарта, Римского-Корсакова и Равеля в Большом театре), Германии, Австрии и Японии. В 2015 г. впервые выступила в Национальной опере в Варшаве (партия Джиль-ды в опере Дж Верди «Риголетто»). Постоянный участник международных фестивалей, в том числе Генделевского фестиваля в Карлсруэ, где в сезоне 2018/2019 г. исполнила партию Морганы в опере Г. Генделя «Альцина».
Мария Остроухова (меццо-сопрано) — выпускница Королевского музыкального колледжа в Лондоне, лауреат международных конкурсов Austria Barock Akademie, Viva Music, London Handel Competition и др. В репертуаре певицы — ведущие партии в операх Монтеверди, Генделя, Перголези, Россини, Моцарта, Р. Штрауса, Сметаны, Бриттена, Равеля. Постоянный участник Генделевского фестиваля в Лондоне. Выступала в Опере Тенерифе, в Брукнерхаусе в Линце, Ройял-фестивал-холле в Лондоне, Концертном зале имени Чайковского в Москве, на Генделевских фестивалях в Лондоне и Галле и др. В 2019 году певицу можно услышать в Театро Комунале в Болонье, на Международном музыкальном фестивале «Евразия» в Екатеринбурге и на нескольких концертах в Москве.
Оркестр Musica Viva ведет свою историю с 1978 года, когда скрипачом и дирижером Виктором Корначевым был создан ансамбль из девяти музыкантов, выпускников столичных музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому времени ставший оркестром, возглавил виолончелист-виртуоз и дирижер Александр Рудин. Именно им было придумано название оркестра — Musica Viva (лат. «живая музыка»). В оригинальных программах оркестра, наряду с общепризнанными шедеврами, звучат музыкальные редкости. Оркестр Musica viva одним из первых в России начал исполнять незаслуженно забытые страницы музыки барокко, в том числе фрагменты опер Генделя и Хассе.
Александр Рудин — выдающийся российский виолончелист и дирижер, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, профес-сор Московской консерватории. Лауреат нескольких международных конкурсов, в том числе Конкурса имени Чайковского в Москве (1978, 1982). С 1988 года возглавляет Камерный оркестр Musica Viva. Ведет активную концертную деятельность как виолончелист и дирижер.
Артем Варгафтик — музыкальный критик, радио- и тележурналист. Дважды лауреат национальной телевизионной премии «ТЭФИ» за передачи «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале Культура. Работал на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Маяк-FM». Автор книги «Партитуры тоже не горят». Сотрудничает с Московской филармонией и другими концертными организациями в качестве лектора. Неутомимый рас-сказчик, превращающий каждый концерт со своим участием в увлекательное музыкальное путешествие.